Отдых и оздоровление

Организация оздоровительной работы в режиме дня  с детьми дошкольного возраста

Цель оздоровительной работы в ДОУ – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, позволяют организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, формированию положительного отношения ко всем видам повседневной жизни. 

Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трёх основных направлениях:

  1. Создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии (зрение, плоскостопие, нарушение осанки, артикуляционный аппарат, дыхание).

  2. Формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома.

  3. Развитие физических качеств дошкольников.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижения их заболеваемости.

Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.

Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов.

В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Необходимо, чтобы и родители понимали важность именно этого условия для здоровья ребенка. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.

Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста:

I.  Двигательная активность

  • Утренняя гимнастика для общего развития ребёнка – проводится ежедневно утром.

  • Физкультурно-оздоровительные занятия – 3 раза в неделю (2 раза в помещении и 1 раз на прогулке).

  • Подвижные и динамические игры – ежедневно в течении дня.

  • Физминутки.

  • Гимнастика после дневного сна – ежедневно.

  • Профилактическая гимнастика (профилактика сколиоза и нарушения осанки, профилактика плоскостопия, глазная гимнастика) – ежедневно.

  • Дыхательная гимнастика - ежедневно.

  • Прогулки – ежедневно.

II.  Гигиенические и водные процедуры:

  • Умывание и мытьё рук – ежедневно.

  • Соблюдение питьевого режима – ежедневно.

  • Рециркуляция и обеззараживание воздуха – ежедневно.

III.  Использование естественной среды для закаливающих мероприятий:

  • Проветривание помещений – ежедневно.

  • Сон при открытой фрамуге – ежедневно в летний период.

  • Прогулки на свежем воздухе – ежедневно.

  • Обеспечение светового режима.

IV.  Закаливание:

  • Босохождение. Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли.

  • Полоскание рта прохладной водой – ежедневно.

  • Воздушные ванны.

  • Рациональная одежда.

V.  Сбалансированное 3 разовое питание.

VI.  Витаминизация, включающая в себя витамин «С»  в третье блюдо.

VII.  Работа с родителями по вопросам оздоровления детей:

  • Индивидуальные беседы.

  • Консультации.

  • Родительские собрания.

  • Уголки здоровья.

  • Папки-передвижки.

Таким образом, главное – это научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие физических качеств ребенка проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологоческим портретом с оптимальным соотношением периодов подъемов и спадов активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и в дошкольном учреждении способствуют укреплению его психического здоровья. Задача всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie